Эх, было, было время, но, к несчастью, прошло, когда музыкальное творчество великой в годы оные группы Paradise Lost решительно позволяло говорить о ней, как о по-настоящему культовой. "Был культ, но была и личность" (как говорили про Отца народов). Культ остался и раздался донельзя, а вот о персоналиях и индивидуальности судить слушателям, большинство из коих судит строго и беспристрастно. Миллионные тиражи бесхребетных коммерческих альбомов-близнецов, выходу каждого из которых предшествует лихорадочный гомон в прессе: "ну, вот теперь-то выправятся парни, возьмутся за ум, вспомнят, что такое тяжесть...", ничего не доказывают, ибо претензии на возрождение старого доброго стиля не оправдываются из раза в раз. Зачем же вообще шум поднимать? Кто хочет, пусть приплясывает под "дарк-поп", уныло исторгаемый аккуратно подстриженными "Парадайзами", а кто – нет, пущай обратится к периоду "патлатых", благо это того стоит. Без сомнения, "Тени бога" – наиболее взвешенный, зрелый, и, ежели хотите, честный альбом команды, потому, в частности, что в нем почти нет скучной медленной механической ритмизации, присущей многим дэтовым ансамблям и бывшей уместной в 80-е годы, от силы в начале 90-х, но затем набившей оскомину. Впрочем, и "Gothic", с его эффектом разорвавшейся бомбы, грешил подобным, а уж про то, что насочиняли Paradise Lost после "Draconian Times", лучше помолчать, так как именно в этих однообразных риффах скрыт поворот к позёрству, приведшему "Парадайзов" на вершину "готик-дума" (а, в действительности, – к помп-балладам, неотличимых от песенок заматеревших хардовых коллективов, разве что грусти поболее). Но с "Gothic" всё ясно, – релиз был эпохальным и место в истории музыки себе застолбил. А вот с "Shades Of God" ситуация пикантней, поскольку сие произведение – один из самых значительных примеров закономерного рождения дума второй волны из классического английского дэта. Любопытно, что дэт американский, как с ним не оперируй, дэтом и останется, в крайнем случае, лихо завернёт в стоунер (с отказом от дэтовых мотивов), скандинавский дэт с его свербящими трелями, даже сомкнувшись со скандинавским же думом (идущим прямиком через Candlemass от Black Sabbath), всё равно живёт отдельно, а вот англичане – народ смекалистый и здесь всех превзошли оригинальностью. "Shades Of God" открываются сходу грузными и вязкими думообразными звуками, потом темп ускоряется, и слышится уже дэт, но дум недолго заставляет себя ждать. "Mortals Watch The Day", – сильная вещь, бесспорный хит. За ней идет лиричная, печальная "Crying For Eternity"; здесь особенно хорошо чувствуется серьёзный подход к своей игре басиста команды, Стивена Эдмонсона. Вообще-то он, на мой вкус, слабоват и далеко не мастер, но на этом альбоме старался вовсю. Далее, в "Embraced", наиболее приметен грубый, ревущий вокал Ника Холмса, – именно так должен "петь" исполнитель в композициях на стыке дум и дэт-метал, причем голос – естественный, просто низкий и давяще-резкий. Интересны нотки в припеве песни, – с намеком на тяжелый блюз. "Daylight Torn" – самая мощная и длинная композиция в релизе; начинающаяся "вьющимся", "раскачивающимся" соло и сменяющаяся быстрыми аккордами в духе мрачного готического хард-рока, преобразованного в дэт, который плавно перетекает в дум, всё более и более мягкий, а середина песни – её акустическая составляющая. Затем всё идёт в обратном порядке, – полная структурная завершенность. "Pity The Sadness" – типичная "пятая вещь" Paradise Lost, простая, без изысков и ухищрений и почти без дэтовых вкраплений, – в меру энергичный и ровный дум. "No Forgiveness", напротив, меланхолично-усыпляющая: приглушенные вздохи ритм-гитары (словно идущие из охваченной тьмой и туманом расселины) усиливаются, рождая незамысловатый, гнетущий дум, повергающий в тревожную дрёму. Классикой дум-метал стоит счесть и подкупающе эмоциональную "Your Hand In Mine", где воодушевление обрывается грустью, оставляющей всё же в конце ощущение пусть и скромной, но твердой надежды. Несколько загадочной на первый взгляд кажется усложненная, закрученная вещица "The World Made Flesh"; разобравшись в ней, угадываешь близкое сходство с ранним творчеством Black Sabbath: Paradise Lost как бы "переиграли" отдельные темы с альбома "Master Of Reality", по-своему их интерпретируя. И завершает релиз прямолинейная, незамысловатая "As I Die", – преддверие будущих "Парадайзов": Холмс поёт выразительней, гитарные риффы приглажены, ритмика приближена к готик-думу. Замечательная работа с массой идей, развивать которые музыканты не решились. А ведь как было бы здорово, достигни они своего апогея, обогнавши и Opeth, и Hollenthon, и Katatonia... Слова, слова...
Источник: http://metallibrary.ru |