Венценосные классики отечественной фантастики братья Стругацкие так и не ответили жаждавшему истины читателю на вопрос, трудно ли быть Богом. Объективности ради признаем риторическую сущность этой проблемы, поскольку те, кто имели счастье встретить Всевышнего, давным-давно превратились в гумус и послужили хорошей почвой для трав и растений. С другой стороны, в некоторых представителях музыкальной фауны есть что-то божественное – несмотря на сухую надоедливость тяжёлых "оперетток", среди залежей угля которых изредка находятся свои алмазы, с каждым годом музыкальное могущество Арьена Лукассена, человека, бороздящего пучины креативности в одиночку, только возрастает. Сам голландский мультиинструменталист "ничтоже сумнящеся" есть "вещь в себе"; самодостаточный и не от кого не зависящий, он стал неким символом качества и преемственности музыкальных традиций. Кажется, сообразительный китаец Конфуций говорил о том, что трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате – особенно, если её там нет. Близость к совершенству работ Лукассена начинает немного раздражать – всё настолько крепко сбито, записано, сведено, что критический взгляд на пластинку превращается в безапелляционный отчёт, блистающий перечислением одних достоинств. Взгляд, бессильно падающий на истинно ауреоновскую корочку буклета работы Маттиаса Норена, так и жаждет ответа на вопрос: ну что, опять? Опять. Все мы, кто активно "сопричаствует" творчеству голландца, ещё в прошлый "раз", названный "Star One – Space Metal", уразумели, что скоро маэстро уже будет хватать одной болванки, нарезанной своими мыслями и идеями. Поэтому на сей раз – два компакта, объединяющих более 100 минут записи, по традиции туча приглашённых музыкантов и вокалистов и очередная hi-quality работа. Разумеется, лукассеновская манера на альбоме "The Human Equation" заметна невооружённым глазом, хотя и представляет собой винегрет из проговой классики и новомодного прог-металлического утяжеления, но в целом сравнивать его с предыдущими творениями – дело неблагодарное, поскольку даже две пластинки одного цикла (прог-роковая "Dream Sequencer" и софт-прог-металлическая "Flight Of The Migrator") различались так, что мама не горюй. Главное достоинство свежего релиза – единство и целостность материала, чего не хватало, к примеру, тому же "Flight Of The Migrator". "The Human Equation" – яркий образец ауреоновского стиля (на этот раз не космического, концепт нового альбома не связан с далёкими галактиками и зелёными человечками, а очень философичен), эволюционировавшего за последние несколько лет от романтического и вдохновенного прогрессив-рока до более прагматичного, структурированного и тёмного в атмосферном плане, технологичного и прижимистого prog-metal'а в рамках Star One. Нынешняя штука как раз и остановилась на полпути от прог-рока до прог-металла. Отсюда множество ассоциаций, львиная доля которых формируется за счёт классики – атмосфера Pink Floyd, сухая романтичность Yes (времён "Relayer"), отвлечённость Genesis, космические импровизации Nektar 1971 года, флейта Jethro Tull, милый уют Gentle Giant, "рудименты" голландской школы, стащенные у Focus и Kayak – плюс современные веяния вроде Dream Theater-образных переливов и вступлений, а также элементов, заимствованных – возможно, непреднамеренно – из работ представленных вокалистов (отрезки с голосом Таунзенда, к примеру, до боли напоминают атмосферный хаос его Terria или Ocean Machine). Список "актёров" как обычно подобран со вкусом, вот только что-то много североамериканцев – и "вечный" Джеймс ЛаБри (Dream Theater) со своими высокими "хоралами", и великолепный пафосно-христианский Эрик Клэйтон из Saviour Machine, и Майк Бэйкер (Shadow Gallery), и Дэвон Грэйвз (бывший мастермайнд Psychotic Waltz, а ныне лидер Dead Soul Tribe), и Девин Таунзенд (Strapping Young Lad, орёт и рычит как положено). Плюс европейцы – экс-музыкант Katatonia, а ныне Opeth Микаэл Акерфельдт ("The Human Equation" – первая пластинка Арьена, где есть гроул), Магнус Эквалл (The Quill, великолепный вокал), да красавицы Хизер Финдлэй и Марсела Бовио. Сам Арьен, как и на Star One, оседлал все инструменты (электро-, акустические и бас-гитары, мандолину, клавиши, синтезаторы и Хаммонд) кроме ударных, на которых стучит неутомимый Эд Варби (кто любит Gorefest, тот поймёт). Плюс абсолютно вхожие в стиль скрипки, виолончели, флейты и некоторые незнакомые мне оркестровые инструменты. Да и не забудьте капельку грязного эстетства для полноты line-up'а: соло Кена Хэнсли на Хаммонде и Оливера, сына того самого Уэйкмана, на синтезаторе. В завершении недостатки – их всего два, и они мало влияют на результат. Первое. То, в чём Лукассена стали обвинять после Star One, где это явление вспыхнуло ярким пламенем. Материала столь много, что по серёдке первого CD начинаешь реально путаться. Второе. Диски равнозначны по качеству, но восприятие слушателя где-то после 80-ой минуты замыливается; два диска, скажем объективности ради, – это многовато. А так в общем всё превосходно, "The Human Equation" – главный претендент на звание лучшего prog-rock/metal альбома года.
Источник: http://metallibrary.ru |