Ajattara "Tyhjyys", или Это уже не смешно против Куда же дальше... Прогремев в 2001-м уникальным сочетанием сырости, древности и безумия, Ajattara стала, кажется, первым известным финским дарк-метал актом, до самой что ни на есть жуткой реальности заигравшимся с мистичностью: она изобрела свои эликсиры и формулы, свой язык и свою физику звука. Выдержка из толкового словаря: "Кабалистика – 1. средневековое мистическое течение в иудаизме, применявшее магические ритуалы и гадания; 2. нечто непонятное, запутанное, полное загадочной силы (книжн. ирон.)." Как это ни печально, указание ко второму варианту толкования (то, что в скобках) в случае с Ajattara уже на втором альбоме приобрело вес, а третий альбом, кажется, поставил своей целью окончательно добить слушателя, вызвав приступы абсолютного непонимания... Или нет? Ну вот, уже и в этом вопросы... С одной стороны, Ajattara сегодня кажется всё той же, что и в самом начале, и новый альбом мне лично куда более близок, чем давший слабину "Kuolema", – потому как он ближе к дебюту и простотой мелодических структур, и "принципами риффопостроения"; "Tyhjyys" – злобный и пугающий – вновь отказывается от публикации фотографий, ограничиваясь лишь скупыми текстовками, чёрно-буро-серый, незыблемо мрачный... Богаче синтезированная прослойка, но на этот раз она не грешит обилием клише со второго диска, а либо обыгрывает самые первые из услышанных от Ajattara тем, либо просто издаёт жутковатые сочетания частот, что, кстати, добавляет музыке трио неземной эстетики. С другой стороны, это всё уже где-то было, и мы все догадываемся, если и не знаем точно, где именно. Несомненно, путь сторонника, что всегда прост, действует и здесь: списать в утиль за идеологическое истощение или боготворить за верное следование первоначальным идеалам. Кто выберет какой из вариантов, решать не мне. И всё же я склонен к сценарию номер один – что-то подсказывает мне, Ajattara ещё найдёт, что сказать, пусть и прежним языком, но свежим веянием...