Черный Обелиск Московская группа «Черный Обелиск» возникла в 1986 году, благодаря усилиям Анатолия Крупнова (вокал, бас-гитара). Музыкальный стиль коллектива менялся от жесткого хэви с элементами трэш-метала до «новой тяжелой музыки» (термин А. Крупнова). Сильной стороной творчества ЧО всегда оставались тексты, характер и тематика которых также не остались неизменными. Название группы - «Черный Обелиск» - позаимствовано из одноименного романа М. Ремарка и сочетает мрачность, основательность, холод и строгость, что должно было отразить музыкальное и сценическое кредо коллектива. Формально история группы делится на три периода: 1) 1986-88 до временного распада ЧО, 2) 1990-97 до смерти лидера коллектива А. Крупнова 3) с 1999 года по сей день. Другими исследователями деятельности команды (например, М. Титовым) периодизация проведена по-другому: «Память о прошлом» (1986-1995), «Крупский и сотоварищи» (1995-1997) и «Новейшая история» (1999-…). Первый этап существования «Черного Обелиска» представлен тремя концертными программами, которые были зафиксированы на компакт-кассетах: «Апокалипсис» (1986), «Цветы Зла» (1987), «Серый Святой» (1988). В составе насчитывалось четыре музыканта: Анатолий Крупнов (лидер проекта), Николай Агафошкин (ударные), Юрий «Алексис» Алексеев и Юрий «Ужас» Анисимов, которого в 1987 году сменил Михаил «Ботаник» Светлов. Практически сразу группа начала давать огромное количество концертов и выезжать на гастроли по России и нынешнему ближнему зарубежью. Сценические шоу «Черного Обелиска» были очень впечатляющими. Появление группы сопровождалось волчьим воем, голосами из преисподней и завываниями ветра. Помимо звуковых эффектов большое значение уделялось свету и пиротехнике. Паузы между композициями заполнялись ревом огня, шумом дождя, ударами колокола, боем часов, стонами, гулом толпы. Завершалось выступление ужасающей какофонией звуков, обрывающейся оглушительным взрывом. В середине 1987 года на сцене появился «Папа» - вращающийся фосфоресцирующий череп в половину человеческого роста с глазами-лазерами. Все это служило прекрасным дополнением жестким и давящим композициям группы. Нельзя не отметить, что значительное влияние на поэтическую и композиторскую деятельность А. Крупнова в те годы оказало творчество французского поэта ХIХ века Шарля Бодлера. Каждая композиция, созданная с 1986 по 1988 год, проникнута настроениями «бодлеровского символизма». В таких «хитах», как «Апокалипсис», «Абадонна», «Троянский конь», «Черный Обелиск», «Полночь», «Литании Сатане» раскрывались темы войны, тоски по гармонии мира, страха, скитания и страданий. Песни «Сплин», «Фантастическая Гравюра» и «Цветы Зла» были написаны А. Крупновым на стихи самого Бодлера. В 1988 году коллектив стал лауреатом первого всесоюзного фестиваля хэви-метал-рока в Свердловске, а также фестивалей «Металлопластика» и «Звуковая дорожка». В августе 1988 года группа «Черный обелиск» прекратила свое существование и возродилась лишь в середине 1990 г. В течение этого времени А. Крупнов выступал в составе группы «Шах» и совершенствовал технику игры на бас-гитаре. Лидер ЧО принял участие в записи альбома «Beware» 1989 года и в концертном туре по городам Германии. Второе рождение «Черного Обелиска» на московской сцене произошло 23 сентября 1990 года в рамках фестиваля «Железный марш» во Дворце Культуры «Крылья Советов». В состав группы вошли А. Крупнов, Михаил «Ботаник» Светлов, Юрий «Алексис» Алексеев и Сергей Комаров (ударные). Музыканты активно приступили к работе над новым альбомом «Стена», который вышел в марте 1991 года. Незадолго до этого события погиб Сергей Комаров. На его место был принят Владимир Ермаков, затем Василий Блошицкий и Игорь (Егор) Жирнов. В условиях постоянной смены гитаристов записывался очередной альбом «Еще один день», существующий в англоязычном и русскоязычном варианте. В него вошли песни: «Город в огне», «Дорога в Никуда», «Дом желтого сна», «Убей их всех», «Война» и др. Оба вышеупомянутых альбома представляют собой новый поворот в стилистике группы. Особенно выделяется «Еще один день» с его чистым звучанием гитары, четкой ритмической пульсацией и нестандартным использованием баса. Звучание группы стало намного легче. Во время концертов на сцене больше не появлялись черепа и скелеты, зато А. Крупнов большое внимание уделял общению с аудиторией. Продолжалась активная гастрольная деятельность «Черного Обелиска». Отметим тур 1992 года с группой Sepultura, концерты 1993 года с группой Accept и Faith No More. Коллектив принял участие в шести фестивалях «Монстры Рока СССР», проводившихся под эгидой фирмы "BIZ Enterprises". В 1993 году группу оставил И. Жирнов, которого заменил Дмитрий Борисенков, участвовавший в перезаписи «Стены» и записи нового альбома «Я остаюсь», состоявшихся в 1994 году. Очередной альбом насчитывал 12 композиций, некоторые из них («96 град. + 415», «Я остаюсь», «Дом желтого сна (часть 2)», «Кто мы теперь?», «Новая жизнь» и «Про любовь») были выпущены на демо годом раньше. На записи можно услышать клавишные (Р. Аюпов) и акустическую гитару (М. Кассиров). В период 1995-1997 лидер «Черного Обелиска» активно участвовал в совместных проектах с группами «Неприкасаемые», «Ван-Моо» и ДДТ, а также снялся в фильме «Научная секция пилотов» и сыграл в спектакле «Контрабас». Завершением творческих поисков должен был стать альбом, записанный в рамках сольного проекта Крупнова «Крупский и СоТоварищи» и развивающий акустическую линию предыдущего альбома «Я остаюсь». Материал, озаглавленный «Чужие песни и несколько своих», увидел свет лишь после смерти музыканта. Двойной альбом насчитывал двадцать песен, для семи из которых Анатолий Крупнов успел записать вокал. Еще две песни – более старые и ранее не выпускавшиеся. Одиннадцать оставшихся треков музыканты Александр Косорунин, Александр Митрофанов и Дмитрий Варшавчик сделали вместе с другими вокалистами. Спеть то, что не успел Анатолий, согласились Гарик Сукачев, Константин Кинчев и другие наши рок-звезды. Со смертью Анатолия Крупнова в 1997 году группа, казалось, окончательно прекратила свое существование, но в 1999 году возродилась вновь. В 2000 году «Черный Обелиск» вышел на московскую сцену следующим составом: Дмитрий Борисенков (гитара, вокал), Юрий Алексеев (гитара), Михаил Светлов (гитара), Данила Захаренков (бас-гитара), Владимир Ермаков (ударные). В этом же году появился знаменитый «Postальбом», созданный силами «сотоварищей» Крупнова, которые наложили инструментальное звучание на вокальную партию некоторых песен, записанных при жизни музыканта. Сама группа записала сингл, в который вошли композиции из новой концертной программы: «Дым» (посвящается А. Крупнову), «Там», «Ветры и туманы», «Тебя больше нет» и кавер-версия песни «Seek and Destroy» группы Metallica.
Источник: http://onlymetal.ru |