Мир музыки не может существовать без твёрдой основы, и новые музыкальные течения всегда базируются на достижениях предшествующих поколений, вбирая все самое ценное. Так, ранний панк отталкивался от гаражного рока, который появился в связи с рок-всплеском. Britpop, Indie rock напрямую связаны с музыкальной формой, навеянной «The Beatles», «The Rolling Stones» и так далее. Первоначально идея «переделки» музыки возникла еще в классике. Так, одним из первых примеров музыкальных переделок является новая интерпретация «Страстей по Матфею» И. С. Баха в исполнении Мендельсона в 1829 году, а также многочисленные переделки сочинений Бетховена в интерпретации Листа. Именно эти композиторы стали основателями новой музыкальной традиции, связанной с возвращением к известным музыкальным произведениям и поиском новой формы воспроизведения музыкального сочинения.
В XX веке с возможностью звукозаписи и бурным развитием музыкальных направлений и течений музыкальные переделки стали интереснейшим явлением не только музыкального мира, но и кино, живописи, литературе (фото и видеоинсталляции, перфомансы, ремейки и т. д.). А в начале XXI века тенденция переделывать известные произведения достигает своего апогея.
В нашем музыкальном мире (назовем условно) «старая» музыка играет не меньшую роль, чем современная. Многим больше нравится Элвис, Beatles, Queen, Doors и др. Сюда же можно отнести из русских «старых» Алису, Наутилуса и ДДТ, которых любят больше, чем современное их творчество.
Также и музыканты частенько балуют нас перепевками «старых» песен, как это делали раньше Rasmus, Him, как это делают сегодня Panic! At The Disco. Интересное явление в современной музыке представляет собой перепевка «мужских» песен исполнителями-женщинами и наоборот. Как это было с песней «Enjoy the silence» Depeche mode перепетой Lacuna Coil или «Umbrella» певицы Rihanna, перепетая группой Vanilla Sky.
В связи с тем, что «старые» песни переделывают очень часто, существует и множество видов переделок, например:
- «перепевка» старого хита без каких-либо заметных изменений (Limp Bizkit
«Behind blue eyes», песня В. Цоя «Кукушка» перепетая Земфирой и Би-2, Мультфильмы с песней группы Секрет - «Моя любовь на пятом этаже» и др.) или разнообразные оранжировки, которые ипользуют музыканты по отношению к своим песням,
- ремиксы (многие музыканты сами пишут ремиксы на свои песни, как это делает Найк Борзов с песней «Лошадка» или «Пилот» со многими своими песнями; так же сюда относятся и музыканты, специализирующиеся на ремиксах (Beatl Jazz сделали много ремейков на Beatles в джазовом стиле)),
- ремейки, которые в нашей стране негативно прославил Филипп Киркоров,
- каверы или «проверка» звучания песни в разных стилях (Noize MC «За закрытой дверью» - кавер на знаменитую песню Чижа),
- tribute (один или несколько музыкантов перепевают песни одного музыкантамузыкального коллектива, зачастую выказывая тем уважение к его музыкальному творчеству; примером чего служит новый взгляд «Apocalyptic’и» на музыку «Metallic’и»),
- музыкальный плагиат (в этой номинации на слуху сегодня Аврил Лавинь),
- стилизация (песня «Ч/Б» Пилота как стилизация под Виктора Цоя),
- перевод песни на другой язык и другой менталитет («Беспечный ангел» Арии переведенный с зарубежного хита),
- пародия или «музыкальный стеб» (хорошим примером чего не только в плане музыки, но и в плане снятого клипа служит песня «Umbrella» певицы Rihanna перепетая группой Vanilla Sky).
В истории развития музыки часто красивые и совершенные песни вдохновляли людей на творчество и занятие музыкой. Так, вокалист «Limp Bizkit» Фред Дерст очень многое говорит о том, как сильно повлияла на него песня Behind blue eyes, которую он услышал в детстве. После этой песни, - как говорит музыкант, - он впервые взял в руки гитару. Солист группы Linkin Park Честер Бенингтон с детства мечтал быть похожим на солиста Depeche Mode. Вокалист группы Muse Мэтью Белами неоднократно заявлял, что их следующий альбом будет полностью в вагнеровском стиле, как это было с песней Ruled By Secrecy с альбома Absolution.
Одним из глобальных примеров «оживления» старой музыки выступает музыкальное направление Britpop. Britpop можно смело назвать началом обращения к классическому прошлому рока в Британии в начале 90-х, которое впоследствии перевернуло весь мир. Britpop захватил не только мир музыки но и мир культуры и мир моды, и даже мир политики. В 90-х гг. в сознании людей появляется стремление к переменам, молодёжи надоедает навязанный консерватизм 80-х, в которых погибла великая волна гитарного рока, начатая «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Who» и прочими рок’н’ролл группами тех времён.
Представители Britpop не возрождают какие-то отдельные песни, а стилизуют свое творчество под старую музыку с учетом всех современных музыкальных «заморочек».
Группы этого направления («The Stone Roses», «Oasis», «Blur», «Pulp» и др.) стали играть музыку, очень похожую на музыку 60-70-х годов, рассматривая современность через призму некой классики золотого века, которую дали 60-70-е годы. Они создали свой мир моды, свою культуру, свою волну. Такая музыка не была совершенной в техническом плане, но в ней был особенный позитивизм, особое желание, особенная эмоциональность и энергетика, которой стремятся подражать и современные музыканты. Современные Britpop, Indie rock музыканты зачастую максимально стилизуют свою музыку под «old school» стиль, что также связано с идеей «рок-музыкального золотого века».
Казалось бы, сейчас, когда пройдено столько ступеней, когда технически современная музыка с лёгкостью может обогнать музыку уже прошлого десятилетия, зачем нам оглядываться назад, слушать ту старую музыку? Ответ прост - в погоне за совершенностью звуков и отточенностью гитарных рифов, мы забываем о том нематериальном заряде музыки, её энергетике, которой так много в музыке прошлого. И именно поэтому многие музыканты берут старую музыку, её стилистику за основу своей.
Несмотря на множество «переделок» для современного слушателя большое значение имеет музыка предшествующих поколений – рока, ретро, попсы и так далее. Как-то один музыкант сказал: «Песня, как ни крути, это как елка! Можно повесить новые игрушки, прикрепить её к потолку, но елка она останется ёлкой!» Так и в музыкальной переделке. Исполни песню с новыми достижениями музыкальной техники или в другом музыкальном стиле, хорошая песня останется все равно хорошей песней, а «посредственная» переделка через некоторое время изживет себя и понадобится новая переделка. Таким образом, какие-то переделки становятся самостоятельными музыкальными творениями, а какие-то забываются, но никогда не забывается оригинал.
Среди поклонников музыки есть те, кому больше по душе старая музыка. Обращает на себя внимание тот факт, что с каждым годом увеличивается число поклонников старой музыки. Самым показательным примером можно назвать творчество группы Ария, к которому не остывает интерес старшего поколения, но самое интересное, что молодое поколение отдает предпочтение «Арии» и воспитывается на тех же песнях, что и «отцы». Да и «переделки» песен Арии новым поколением не такая уж редкость. В новом звучании и музыкальном оформлении к нам вернулась песня «Улица роз» перепетая группой «Слот».
По мнению музыкальных критиков, за последние пять лет большую популярность приобрели те радиостанции, где есть музыка 70-90-х годов (ретро-FM, Серебряный дождь, Милицейская волна и др). Интересно было бы узнать, почему слушатели и музыканты так тяготеют к старой музыке?
Одной из самых правдоподобных версий выглядит та, в которой говорится о «кризисе попсы» и всей современной музыки. Если раньше попса была более содержательной, музыкально насыщенной, то сегодня она вырождается, становясь примитивной. В песнях мы часто слышим какие-то звукоподражания («Муси-пуси»), да и музыка зачастую строится на «двух аккордах». Во многих клипах в центре внимания оказывается красивое полуобнаженное женское тело, которое и привлекает внимание зрителя. Музыка при этом отходит на второй план. То же и происходит и на концертах. Часто певец не может на продолжение часа держать внимание зрителя на себе, и зритель начинает скучать. Тогда в ход идет не музыка и вокал, а декорации и подтанцовка, которые являются ширмой отсутствия у посредственного музыканта профессионализма. Выходит так, что современную музыку сегодня почти невозможно слушать, не видя перед собой красивой картинки.
Таким образом, музыка становится лишь фоном красивой картинки, как это по идее должно быть только в кино. А картинки очень быстро надоедают, именно поэтому слушатель насытился и пресытился картинкой. Слушателю захотелось большего, что и нашел слушатель в музыке прошлого. Так стал возрождаться интерес к старой музыке. Также музыка несет в себе приметы культурной эпохи 60-90-х годов. Многим хочется вернуть то золотое время, а старшему поколению «почувствовать» и вспомнить свою молодость. Обращает на себя внимание и тот факт, что на музыку 60-90-х сегодня мода, и каждый уважающий себя модник волей неволей слушает старую музыку.
«Переделки» не являются привилегией только музыки, они охватывают все современное искусство. Для ленивого читателя создаются ремейки известных классических произведений литературы – «Отцы и дети», «Анна Каренина», «Обломов», «Идиот», «Старик Хотабыч». Кстати, на последний был снят недавний фильм «Старик Хотабыч». Также ремейки зацепили и современную живопись. Примером чего служит фотоинсталляция Екатерины Рождественской. На ее полотнах в классическую картину вписаны звезды современного шоубизнеса: Филипп Киркоров в образе Петра I, Кристина Орбакайте в образе леонардовской «Дамы с горностаем» и т. д. Но разве может Киркоров затмить образ Петра I? Так и ни одна музыкальная переделка не может затмить оригинальную песню, потому песня возвращается к нам снова и снова в чистом виде или в «переделках».
AMDM